//-->

Что такое транзакционный анализ?

Что такое транзакционный анализ?



Транзакционный анализ – это недавно возникший метод лечения эмоциональных расстройств. Хотя он является одним из видов психотерапии, применяющие его врачи назначают в некоторых случаях медикаменты и другие виды соматического лечения. Многие из практикующих транзакционный анализ имеют медицинское образование, но этим методом пользуются и другие специалисты в области психического здоровья, имеющие для этого надлежащую подготовку. В этом методе внимание сосредоточивается на трудностях, возникающих у пациента в отношениях с другими людьми, и на его неспособности построить эти отношения удовлетворительным образом. Подсознательными психическими процессами при этом занимаются меньше.
Поэтому врач действует активно и прямо, не придерживаясь анонимной позиции. Такое деятельное участие врача является одним из характерных отличий этого нового метода лечения от ортодоксального психоанализа. Исторически транзакционный анализ вырос из психоанализа как один из способов проведения групповой терапии; но в последнее время некоторые опытные врачи применяют его также в индивидуальной и семейной терапии, а также в брачном консультировании.


Теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа.

Теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа.



Теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.
Принципы транзакционного анализа, постепенно развившиеся из внимательных наблюдений над тем, что люди проделывают друг с другом, объясняют, каким образом люди "надувают" самих себя и других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения.


Теоретические основы.

Теоретические основы.



Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. Молодой конторский служащий будет говорить одним тоном со своим начальником, другим тоном с женой, когда она просит его вынести мусор по возвращении со службы, и опять-таки другим тоном со своим трехлетним сыном, пролившим сливовый сок на его только что выглаженный костюм перед его уходом на службу. При этих различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.
Внимательное наблюдение за пациентами привело к открытию, что в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Я. Состояние Я определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Три состояния Я, в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Независимо от возраста, каждый человек, за исключением младенцев, может существовать в одном из трех состояний Я.
Родительское состояние Я по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях – карательные установки, нечестность или предрассудки родителей. Пациенты нередко удивляются, когда некоторые их установки и жесты выводятся из соответствующих черт поведения их родителей; это особенно характерно для людей, возмутившихся против родителей и затративших много энергии, чтобы от них отделиться. Они упускают при этом из виду ряд основных особенностей своих родителей, впитав их в себя и привыкнув рассматривать как свои собственные.


Взрослое состояние Я.

Взрослое состояние Я.



Взрослое состояние Я по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют.
Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый – это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Я. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Я; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.


Транзакция состоит.

Транзакция состоит.



Транзакция состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие транзакции просты и непосредственны, например:

Босс: Который час? (Стимул.)

Секретарша: Четыре часа. (Реакция.)

Это прямолинейная транзакция Взрослый – Взрослый. Однако ответ может исходить от других состояний Я, и тогда положение меняется.

Босс: Который час? (Стимул из Взрослого.)

Секретарша: У вас что, часы не в порядке? (Реакция Родителя.)

Если босс настроен благодушно, то секретарша может сохранить свою должность еще на неделю; однако он не получил ответа на свой вопрос, потому что она ему ответила, как ответил бы родитель ребенку. Родительское состояние ее Я взаимодействовало с его Ребенком. Его первоначальный стимул Взрослого был пересечен ее реакцией, и они могли бы продолжать такой разговор сколь угодно долго, причем босс так и не узнал бы время.

Босс: Я забыл их дома. (Ребенок.)

Секретарша: Нельзя же быть таким рассеянным. (Родитель.)

Босс: Знаете, я так торопился. (Ребенок.)


Шесть способов, которыми человек может структурировать время.

Шесть способов, которыми человек может структурировать время.



Замкнутость, ритуалы, деятельность, времяпрепровождение, игры и близость – вот шесть способов, которыми человек может структурировать время, проводимое с другими людьми. Врачи, проводящие транзакционный анализ, внимательно наблюдают группу, чтобы определить складывающийся в ней тип структурирования времени. При этом они не предрешают заранее, хорош или плох какой-нибудь тип сам по себе, а решают, что хорошо для той или иной цели. Застенчивой, замкнутой девушке, не знающей, что сказать на свидании молодому человеку, могут быть полезны упражнения во времяпрепровождении, между тем как разговорчивому, общительному торговцу может быть полезна некоторая сосредоточенность и замкнутость. Ритуалы могут расшевелить публику, но становятся бесполезными при длительном применении, деятельность лучше предоставить врачам, проводящим трудовую терапию. Труднее всего заставить какую-либо группу отказаться от привычного ей времяпрепровождения. Из-за этого группа может годами собираться без результата, и члены группы могут годами оправдываться: "Право же, это такая интересная группа!" .



Copyright © 2009 -2013 o-psiholog.ru | Общие вопросы психологии